+ По благословению Предстоятеля РПЦЗ
митрополита Нью-Йоркского
и Восточно-Американского Лавра
 
Навигация:

Новости:



Объявления:

4 мая 2017

Крестный ход в Мемориальном парке на «Соколе» (Приглашение)
5 мая в 10.00 пройдет Крестный ход в Мемориальном парке на «Соколе», разбитом на территории Братского кладбища героев Первой мировой войны.

 
18 апреля 2016

Научный семинар «Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в решении проблем национальной безопасности, обеспечении общественного согласия и
 
14 апреля 2016

Вечер, посвящённый 135-летию со дня рождения Бориса Константиновича Зайцева, в Доме-музее Марины Цветаевой
 
2 ноября 2015

Акция памяти юнкеров и «Бессмертный полк братского кладбища героев Первой мировой войны»
 


Научно-популярные работы

<< Вернуться к списку

Русские моряки-эмигранты в войне Парагвая с Боливией (1932 – 1935 гг.)

Война между Парагваем и Боливией велась из-за пограничной нефтеносной территории Чако-Бореаль (между реками Парагвай и Пилькомайо), в силу этого она получила наименование Чакская война. Ей предшествовал конфликт 1928 – 1930 гг., начавшийся сразу же после обнаружения в области Чако нефти, но закончившийся восстановлением дипломатических отношений и выводом боливийских войск из форта Вангуардия, занятого в ходе военных действий. Еще одной причиной войны был тот факт, что Боливия добивалась выхода к морю через реки Парагвай и Пилькомайо. В ходе войны Парагвай получил помощь оружием от Аргентины, Боливия — от Чили и Перу. В 1935 г. парагвайские войска вступили на боливийскую территорию; в июне 1935 г. под Ингави состоялось последнее сражение, закончившееся победой Парагвая. Было заключено перемирие. В июле 1938 г. Парагвай и Боливия подписали мирный договор, по которому примерно две трети спорной территории отошли к Парагваю, одна треть — к Боливии. В Чакской войне обе стороны понесли большие людские потери (250 тысяч убитых и раненых), обе страны были экономически истощены. Это была самая кровопролитная война XX века в Латинской Америке.

В Парагвае существовала русская колония, насчитывавшая более сотни человек. В основном все они перебрались в Южную Америку из Европы, сотрясаемой экономическими кризисами 1930-х гг., в поисках «лучшей доли». Дело в том, что Парагвай нуждался в хозяйственном освоении территорий, покрытых непроходимыми джунглями и поэтому необработанные земли предоставлялись всем желающим. Правда, для того, чтобы получить с них какой-либо доход, требовалось приложить поистине титанические усилия, не всегда приводившие к успеху. Но это не пугало русских эмигрантов, многие из которых были бывшими офицерами и солдатами Белых армий, успевших «хлебнуть лиха» и в России и в эмиграции.

Инициатором активного участия русских в колонизации Парагвая был генерал-майор Иван Тимофеевич Беляев. Участник Белого движения, он обосновался в Парагвае с 1924 г. В 1924 – 1931 гг. им было совершено 13 экспедиций в область Чако, в результате которых многие неизвестные ранее территории были нанесены на карты, а также было получена масса ценной этнографической  информации. Именно благодаря русскому генералу и его сподвижникам - братьям Игорю и Льву Оранжереевым, капитану инженерных войск Орефьеву-Серебрякову, Александру фон Экштейн-Дмитриеву, территория Чако перестала быть загадкой. В годы войны Беляев командовал крупными соединениями парагвайской армии, в 1932 г. он был назначен инспектором артиллерии при штабе командующего парагвайскими войсками в Чако полковника Х. Эстигаррибиа и вскоре получил чин дивизионного генерала парагвайской армии.    В апреле следующего года Беляев был назначен Начальником генерального штаба парагвайской армии. В конце 1933 г. по его инициативе, при участии брата генерала  Николая Беляева и парагвайского консула Х. Лапьера, был создан «Колонизационый центр по организации иммиграции в Парагвай», начавший вербовку бывших чинов Белых армий в парагвайскую армию. Почетным председателем центра был избран известный деятель Белого движения донской атаман А.П. Богаевский. Два раза в месяц начала выходить газета «Парагуай», девизом которой стали слова: «Европа не оправдала наших надежд. Парагвай - страна будущего».

            К началу войны на службу парагвайского военного ведомства поступили 19 русских офицеров, 2 врача и 1 ветеринар – более 20 %  состава русской колонии в Парагвае. Всего же в Чакской войне участвовало около 80 человек, из которых пять погибло в боях (в честь погибших были названы пять улиц столицы Парагвая  - Асунсьона).

            Из русских моряков наиболее известным участником войны является капитан 1-го ранга князь Язон Константинович Туманов. Он окончил Морской корпус в 1904 г., сразу после начала Русско-японской войны. Это был так называемый «Первый Царский» выпуск – лучшие по успеваемости гардемарины были сразу же направлены на корабли 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр. Туманов получил назначение на эскадренный броненосец «Орел», на котором совершил знаменитый переход 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского, закончившийся Цусимским сражением. При Цусиме он был тяжело ранен и попал в плен вместе со своим кораблем. В начале 1906 г. Я.К. Туманов вернулся в Россию и был назначен вахтенным начальником на крейсер «Память Азова». В феврале следующего года мичман Туманов назначается штурманским офицером на минный крейсер (эскадренный миноносец) «Уссуриец». Из-за многочисленных поломок его корабль длительное время находился в ремонте и в летние кампании 1907 – 1908 гг. Язон Константинович назначается командиром охранного катера № 2 Петергофской морской охраны, несшей службу в районе Императорской резиденции. В 1910 г. наш герой переводится на Каспийскую флотилию ревизором канонерской лодки «Карс», а со следующего года более трех лет находится в заграничном плавании по Средиземному морю на канонерской лодке «Хивинец». В 1913 г. князь поступает в Николаевскую морскую академию, но с началом войны, получив чин старшего лейтенанта, переводится на Черное море. Там он служит на эсминце «Капитан-лейтенант Баранов», командует эсминцем «Живучий». В 1916 г. Туманов получает чин капитана 2-го ранга и назначается на должность флаг-офицера по оперативной части Штаба Командующего Черноморским флотом. Революция 1917 г. застала его в должности командира вспомогательного крейсера «Император Троян».

            Служба Я.К. Туманова в период Гражданской войны была весьма разнообразна. Он командовал Охранной флотилией Армянской республики на озере Гогча, Волжско-Каспийской флотилией Астраханского краевого правительства (до начала января 1919 г.)[1], затем занимал должность флаг-капитана одного из дивизионов Речных сил Юга России, был штаб-офицером для поручений Начальника Штаба управления Черноморским флотом. С июня 1919 г. Язон Константинович возглавил Отдел морской контрразведки всех портов Черного моря. 28 марта 1920 г. он был произведен в чин капитана 1-го ранга, а перед эвакуацией назначен на должность коменданта транспорта «Россия», на котором и прибыл в Константинополь. Незадолго перед эвакуацией, 15 сентября 1920 г., в Таганрогском заливе погиб родной брат Я.К. Туманова – Владимир. Из Константинополя Туманов переехал в Югославию, оттуда в 1924 г. – в Уругвай, а в следующем году – в Парагвай. В далекой южноамериканской стране он смог продолжить свою морскую карьеру.

            Первоначально Язон Константинович поступил на службу морским техником и много лет преподавал в морском училище. В конце 1928 г., с началом вооруженного противостояния, он был назначен советником командующего речными силами, действовавшими на севере страны. После этого Туманов выехал на фронт, где оказывал консультационную помощь парагвайским морякам. Этим событиям посвящены его воспоминания, озаглавленные «Как русский морской офицер помогал Парагваю воевать с Боливией». В них он характеризует события первых дней конфликта не иначе как «веселая война». Связано это было с национальным менталитетом южноамериканцев, в полной мере проявившемся и в военном управлении. Постоянные кутежи, необычайное радушие парагвайцев и в тоже время  потрясающая неорганизованность во многих вопросах, начиная от задержек с выдачей денег на обмундирование («Да, у нас матросов так не отправляли в командировку!»), заканчивая планированием военных операций. Война 1932 – 1935 гг. уже не была столь «веселой». С ее началом Туманову был присвоен чин капитана 2-го ранга (сapitan de fregata) и он был назначен на «очень хлопотливую и скучную должность» начальника отдела личного состава флота. Лишь иногда ему удавалось принимать участие в отдельных экспедициях. Задачей одной из них было исследование Зеленой реки (Rio Verde) на предмет ее использования для подвоза грузов для армии. По словам Туманова, «это было 9-ти дневное плавание в хаосе первых дней мироздания, ибо по этой реке до него [автора – Н.К.], если кто и плавал, то разве лишь индейцы на своих пирогах в доисторические времена. Река, после исследования автором, была в некоторой своей части использована для провоза грузов для армии».

            После окончания войны князь Туманов  остался служить в парагвайском флоте, занимая должность советника Морской префектуры (органа управления флотом). При этом он принимал активное участие в жизни русской колонии. С 1939 по 1954 г. Язон Константинович состоял уполномоченным Главы Российского Императорского Дома (имеется в виду Великий Князь Владимир Кириллович,  объявивший себя в 1924 г. Императором). Также он принимал участие в строительстве православного храма в Асунсьоне, был учредителем русской библиотеки, почетным вице-председателем «Очага русской культуры и искусств», членом Исторической комиссии Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке, публиковался в эмигрантских морских изданиях. Скончался князь Язон Константинович Туманов 22 октября 1955 г. от рака горла. Его провожали в последний путь не только представители русской колонии, но и парагвайские моряки, не забывшие его заслуг перед своей «второй родиной».

        Еще одним участником Чакской войны – русским моряком был лейтенант Владимир Александрович Парфененко, выпускник Морского корпуса 1914 г. (второй, военный выпуск). В 1916 г. он служил на Черном море, затем, вероятно, получил специальность морского летчика и продолжил службу на Балтике. Известно, что он служил в авиации и при большевиках. 11 апреля 1918 г. Парфененко, совместно с четырьмя другими летчиками и супругой одного из них перелетел в Финляндию. Как дальше складывалась его эмигрантская судьба – пока неизвестно. Мы знаем лишь, что в апреле 1933 г. парагвайские ВВС пополнились итальянскими истребителями «Фиат CR 20bis», на одном из которых воевал Парфененко. О его службе в Парагвае известно немного - он участвовал в боевых вылетах, пережил войну и в дальнейшем остался на инструкторской работе. Неизвестно и место его кончины.
Н.А. Кузнецов Русский флот на чужбине.


  Некоммерческий Фонд по увековечению памяти участников Белого Движения ПАМЯТЬ ЧЕСТИ   Некоммерческий Фонд по увековечению памяти
участников Белого Движения
  Телефон: (+7 916) 917-50-64 E-mail: wguard@white-guard.ru
Веб-мастер: intr@nm.ru   Хостинг: МНЭПУ

Каталог Православное Христианство.Ру
УЛИТКА - каталог ресурсов интернет ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Память Чести © 2002-2010 г.

http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=230http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=230http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=230http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=230http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=230http://www.white-guard.ru/go.php?n=45&id=230