+ По благословению Предстоятеля РПЦЗ
митрополита Нью-Йоркского
и Восточно-Американского Лавра
 
Навигация:

Новости:

1 марта 2017

Восстановить первый памятник героям Второй Отечественной войны
 
13 февраля 2017

Программа «круглого стола» по истории: «Политическое настоящее и будущее России в проектах и реалиях Великой Российской революции. 1917-1922 гг.».
 
7 февраля 2017

ПРИГЛАШЕНИЕ. 11 февраля помянут офицеров и адмиралов Русского Императорского Флота, погибших в Первую мировую и Революционной смуте
 
9 января 2017

Октябрь 1917 года: уроки для сегодняшнего дня
Владимир Путин огласил текст своего Послания  Федеральному собранию. Несколько тезисов президент посвятил непростой истории России.
 


Объявления:

4 мая 2017

Крестный ход в Мемориальном парке на «Соколе» (Приглашение)
5 мая в 10.00 пройдет Крестный ход в Мемориальном парке на «Соколе», разбитом на территории Братского кладбища героев Первой мировой войны.

 
18 апреля 2016

Научный семинар «Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в решении проблем национальной безопасности, обеспечении общественного согласия и
 
14 апреля 2016

Вечер, посвящённый 135-летию со дня рождения Бориса Константиновича Зайцева, в Доме-музее Марины Цветаевой
 
2 ноября 2015

Акция памяти юнкеров и «Бессмертный полк братского кладбища героев Первой мировой войны»
 


Научные труды: монографии, статьи, заметки

<< Вернуться к списку

Общественная деятельность скаутов

Читателям представляется материал, отражающий достаточно малоизвестную историю скаутского движения во время гражданской войны в России. Скаутское движение интенсивно развивалось в Российской Империи в начале ХХ столетия. Но и после 1917 года скаутские организации продолжали свою деятельность, хотя и встречали постоянное противодействие со стороны советской власти, активно поддерживавшей становление пионерских организаций. О том, как проходила работа скаутских структур на белом Юге России повествуется в отрывке из книги «Русский скаут». Как можно видеть, работа бой- и герлскатуов была весьма разнообразной и очень полезной в условиях войны и начавшейся революции. Самоотверженный, патриотический путь русской молодежи следует помнить. Он поучителен и для нынешнего молодого поколения.

Материал для публикации предоставлен Ростиславом Владимировичем Полчаниновым.

Цытович Э.П.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СКАУТОВ

ГЛАВА 2 (из книги «Русский скаут» 1919 год)

Скаутские отряды недавно существуют в России, но, тем не менее, и за это короткое время своего существования уже успели зарекомендовать себя полезною общественною деятельностью. Начиная с 1914 года отряды скаутов принимали самое живое участие в деле разгрузки санитарных поездов с ранеными, прибывающих с территории военных действий, и развозки раненых по лазаретам. Так скауты Царскосельского отряда неоднократно помогали разгружать санитарные поезда, прибывавшие на Царскосельский особый эвакуационный пункт, вначале – по собственному почину, а позже – по приглашению начальника этого пункта. Если санитарный поезд подлежал разгрузке во внеурочное время или вечером в будничный день, или в любой момент праздника, то по телефону об этом сообщалось начальнику отряда, и он высылал последний на вокзал. Благодаря особому существовавшему порядку сбора отряда начальник последнего передавал по телефону одному из скаутов распоряжение о вызове отряда на вокзал, этот скаут, в свою очередь, сообщал о том двум другим скаутам, а сам немедленно отправлялся на вокзал, каждый из двух скаутов, получивших извещение о сборе, передавал сведения о том двум новым скаутам и спешил, в свою очередь, на вокзал и т.д. Удавалось довольно быстро оповестить и собрать весь отряд, и нередко сообщение о прибытии санитарного поезда и разгрузке, переданное за час до начала таковой, позволяло скаутам принимать в ней участие.

Более взрослые скауты выносили носилки с ранеными воинами из вагонов, устанавливали их на экипажах и автомобилях и, по прибытии раненых в лазарет, вносили их в приемную комнату. Более юные скауты выносили обычно несложный и небольшой багаж раненых, следя за тем, чтобы он не отставал от раненых, и наблюдая за правильностью распределения раненых по номерам лазаретов, в которые каждый из них должен был следовать. Помощь и услуги раненым не ограничивались доставкой их в лазареты. Скауты навещали их время от времени, для чего устанавливали между собой особые дежурства, читали раненым письма, книги и газеты, писали для них письма под диктовку, развлекали больных разговорами и игрой с ними в шашки, лото и другие игры, подавали пищу и исполняли отдельные поручения выздоравливающих. При выборе лазаретов, в которых скауты обслуживали раненых, они отдавали предпочтение лазаретам, расположенным на окраинах и потому менее посещаемым публикой, равно как находили более существенным оказывать услуги тем воинским чинам, у которых не было в Царском Селе родных и знакомых. В августе 1915 года волна беженцев из Ковенской, Виленской и Гродненской губерний бросилась в Киев. Киевский вокзал был переполнен прибывшим населением из перечисленных губерний. Носильщики на Киевском вокзале, пользуясь случаем, сильно подняли цены и создали много лишних затруднений тем, кто потерял последнее свое имущество. Тогда группа старших и более физически выносливых скаутов Киевской дружины, в числе около 150 человек, обратилась к начальнику отряда А. Анохину с просьбой разрешить ей исполнение обязанностей вокзальных носильщиков и после нескольких дней работы на вокзале добились того, что носильщики вынуждены были понизить цены на свой труд.

В то же время в Петроград прибывало много беженцев из Польши и Литвы, и для петроградских скаутов нашлась работа – направлять прибывших, распределяя их по национальности, в соответствующие приюты для беженцев, помогать им носить багаж и детей, доставать для них извозчиков, разыскивать багаж среди груды последнего, прибывавшего в Петроград, следить за тем, чтобы дети не отставали от родителей. Неоднократно наблюдались случаи спасения скаутами утопавших людей и рисковавших погибнуть на пожарах. Так, один скаут Царскосельского отряда во время стоянки последнего в лагере летом 1916 года на станции Вырица, что по Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороге, спас в разное время двух лиц, утопавших в быстрой речке Оредежи, на берегу которой находился скаутский лагерь. А другой скаут, из Петроградского отряда, с явною опасностью для собственной жизни вынес из пламени горевшего деревянного дома забытого ребенка.

Скауты Царскосельского, Петроградского и других отрядов неоднократно принимали участие в тушении пожаров. При этом один из царскосельских скаутов на пожаре 5 января 1917 года в Новой Деревне близ Царского Села, работая наравне с пожарными, окачиваемый в виду грозившей ему опасности загореться холодной водой из рукавов, покрылся слоями льда, заболел воспалением легких в тяжелей форме и таким образом рисковал своей жизнью, идя на помощь ближнему. На пожарах в деревне Антроншино Царскосельского уезда летом 1917 года и в станице Вознесенской Кубанского края 8 апреля 1918 года девочки-скауты энергично подносили воду, спасали имущество и способствовали успеху локализации огня.

Киевские скауты на Рождество 1915 года с разрешения Командующего армией лично доставили на передовые позиции Западного фронта рождественские подарки, для заготовки которых в их распоряжение были предоставлены соответственными организациями значительные денежные суммы в несколько тысяч рублей. Царскосельские скауты в Рождественский сочельник 1915 года устроили одиннадцать елок для бедных семейств Царского Села, предварительно произведя разведку в этом направлении и установив состав и возраст членов семей. Для детей они, собрав денежные суммы, частью приобрели, частью достали из дому лакомства и игрушки, для взрослых заготовили пакеты с мукой, крупой и сахаром, для тех и других – теплые вещи. Украсив деревца елочными украшениями и свечами, частью также принесенными из дому, частью приобретенными, после Рождественской Всенощной, разбившись на одиннадцать групп, развезли эти елки по бедным семьям, где радостям не было конца. По словам скаутов, в одной семье, где не было керосина, и все домашние уже улеглись спать, их не хотели впустить в дом, приняв за недобрых людей, и каково же было радостное чувство у обывателей этой хаты, когда, впустив скаутов, они увидели зажженное деревцо и получили подарки. Скауты отмечали в разговорах, когда делились впечатлениями, то, что никогда они дома не испытывали чувства такой радости и такого удовлетворения, как тогда, когда доставили эти елки беднякам.

В следующем, 1916 году в устройстве подобных елок кроме царскосельских бойскаутов принимали также участие и царскосельские герлскауты. На Пасху скауты аналогичным образом устраивали для бедняков розговены, но в скромном виде, продовольственная неурядица тогда уже остро чувствовалась, и трудно было доставать пищевые продукты. Во время рождественских каникул I915 – 1916 учебного года царскосельские скауты поочередно несли дежурства на вокзале, через который проходило много поездов местного и дальнего следования. Здесь они указывали пассажирам, преимущественно третьего класса, кассу, почтово-телеграфные отделения, помогали публике носить багаж, маленьких детей, уезжающих усаживали в поезд, отыскивая для них места, приезжавшим помогали доставать извозчиков, доносили багаж до последних.

Был случай, когда скаут, стоявший у вокзала, задержал несшуюся извозчичью лошадь с санками, испугавшуюся проезжавшего автомобиля. В санях сидели сестры милосердия, а извозчик где-то на пути был выброшен из саней. Скаут дал возможность сестрам сесть на подходивший в это время к станции поезд, приняв от них деньги и передав их извозчику, когда он уже после отхода поезда добежал до вокзала. Во время работ по изысканию новой железнодорожной линии вблизи Царского Села инженер, производивший такие изыскания, обратился в Царскосельский отряд с предложением за плату принять участие в этих работах, затрудняясь подыскать в то время рабочих из местного крестьянского населения. Скауты большой группой с энергией взялись за дело, работа закипела и, по свидетельству инженера, скауты как интеллигентные работники оказались весьма пригодным элементом для порученного им дела. Скауты из отряда, стоявшего на станции Поповка, имея надобность в денежных средствах, приняли предложение одного из местных собственников и выкорчевывали пни на принадлежавшем последнему земельном участке.

Неоднократно бойскауты и герлскауты принимали самое живое участие в уличных денежных сборах, устраиваемых различными общественными организациями с благотворительной целью, и доверие к ним публики давало в их кружки значительную часть общего сбора (до ЗЗ процентов от всего сбора). Когда такие сборы были новинками, учащаяся молодежь охотно принимала на себя обязанности добровольных сборщиков, но время шло, сборы участились, молодежь к ним охладела, и только одни скауты, смотря на производство сбора, как на исполнение долга служения ближнему, по-прежнему неутомимо работали на пользу того или другого большого общественного дела, нуждающегося в денежных средствах.

Неоднократно они приглашались принять участие в качестве распорядителей и ближайших сотрудников по организации народных гуляний, детских праздников, благотворительных базаров и лотерей. Всегда они при этом умело брались за дело на народных гуляниях, помогали направлять толпу на детских праздниках, помимо роли распределителей, принимали на себя обязанности по организации различных детских игр и зачастую с таких праздников доставляли домой отставших от взрослых детей. На базарах и лотереях они участвовали не только в роли распорядителей, но и в роли жертвователей различных работ-рисунков, вышивок, изящных работ разного рода, выполненных ими.

В летнее время скауты принимали участие в полевых работах. Так несколько сот скаутов Царскосельского отряда летом 1917 года выезжали в Херсонскую губернию, где оказались весьма полезными работниками. Царскосельские бой- и герлскауты работали летом того же года на огородах, предоставленных городским управлением в распоряжение солдаток, живших на сравнительно маленький паек и нередко имевших большое количество детей, а герлскауты сверх того во время пребывания в лагере в Царской Славянке близь деревень Антроншино и Покровской слободы, в виду недостатка крестьянских рабочих рук, участвовали в работах на огородах и ягодных плантациях. Стоявшие в Вырице в лагере скауты чинили мосты, переменяя на них сгнивший верхний настил, в большие отверстия в котором в темное время лошади легко могли бы попадать ногами и ломать их. Работая, как было выше сказано, на общественных огородах, скауты охотно принимали на себя и функции сторожей, охраняя их в ночное время от случайных воришек, желавших воспользоваться созревшими овощами, что было легко сделать в виду темноты. Ялтинские скауты с успехом занимались посадкой лекарственных растений – белладонны, белены, дурмана, шафрана и других, имея в виду острую нужду населения в медикаментах. Немало известно случаев, когда скауты оказывали те или иные услуги окружающим: складывали дрова, чинили изгородь, помогали снести тот или иной груз, помогали лошади вытащить застрявший во время гололедицы воз, уступали место в вагоне железной дороги или трамвая, переписывали бумаги на пишущей машинке. Целый ряд таких и подобных случаев отмечен периодической печатью и связан с общественной деятельностью скаутов.

В дни революции организации скаутов, построенные на началах дисциплины и внутреннего порядка, оказались также пригодными для выполнения различных задач общественного характера. Скауты работали на санитарных и питательных пунктах в районных комиссариатах милиции и в Государственной Думе, причем им было поручено нести службу связи. Образовавшиеся большие залежи почтовой корреспонденции в первые дни после революционного переворота в Петрограде были разобраны при значительной доле участия скаутов. В Царском Селе услугами скаутов часто пользовались различные общественные организации, когда приходилось оповещать население о тех или иных собраниях, равно как прибегали к содействию скаутов в деле поддержания внешнего порядка во время таких событий.

Сведения об авторе:

ЭРАСТ ПЛАТОНОВИЧ ЦЫТОВИЧ, казак станицы Вознесенской Кубанского войска (1874, Омск – 1941, Ашхабад), статский советник, с августа 1907 года – директор Царскосельского реального училища, с 1910 года – преподаватель физики и арифметики у Великих княжон Ольги и Татьяны и с 1911 года – у Цесаревича Алексея. Занимал ряд общественных должностей. В августе 1915 года после того как Волкович, наальник. Царскосельской дружины юных разведчиков, отбыл на фронт, Цытович принял на себя руководство дружиной. Участник Первого съезда по скаутизму (Петроград 1915 – 1916 годы). В Екатеринодаре (ныне Краснодар) с 1918 года был членом Кубанского Белого правительства, с 8 июля 1919 года – министром народного просвещения, возглавлял скаутскую работу на Кубани. В Армавире в 1919 году выпустил книгу «Русский скаут». В Ашхабаде занимался научной работой и в 1932 году выпустил книгу «Работа Ашхабадской геофизической обсерватории и ее дальнейшие перспективы».

Р. Полчанинов



  Некоммерческий Фонд по увековечению памяти участников Белого Движения ПАМЯТЬ ЧЕСТИ   Некоммерческий Фонд по увековечению памяти
участников Белого Движения
  Телефон: (+7 916) 917-50-64 E-mail: wguard@white-guard.ru
Веб-мастер: intr@nm.ru   Хостинг: МНЭПУ

Каталог Православное Христианство.Ру
УЛИТКА - каталог ресурсов интернет ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Память Чести © 2002-2010 г.

http://www.white-guard.ru/go.php?n=43&id=1225http://www.white-guard.ru/go.php?n=43&id=1225http://www.white-guard.ru/go.php?n=43&id=1225http://www.white-guard.ru/go.php?n=43&id=1225http://www.white-guard.ru/go.php?n=43&id=1225http://www.white-guard.ru/go.php?n=43&id=1225